12345 (4 голосов, 4,50 / 5)

Художественная обработка металла

Различные украшательства, внедрение декоративных элементов, нанесение надписей – всегда позволяли выделить свой меч или нож среди остальных, дать ему визуальные отличительные черты, дать своеобразное «имя» и «внешность». Существует несколько наиболее распространенных способов обработки металлических элементов холодного оружия.


Травление.

травлениеНаиболее часто клинки холодного оружия подвергаются травлению. Травление – это способ обработки металла путем нанесения на него особого тестообразного состава из смолы, воска или асфальта, по которому вычерчивается рисунок при помощи иглы. После этого клинок подвергается воздействию растворов кислот, которые разъедают металл и оставляют по сделанному рисунку углубление. Встречаются экземпляры холодного оружия, клинки которых украшены орнаментом, сделанным при помощи травления, датируемые еще XVII веком. Наиболее частым мотивом рисунков травления клинков являются различные девизы и надписи, элементы геральдики, растения.

Воронение

воронениеПроцесс воронения клинков представляет собой термическую и химическую обработку металла, когда конопляным или льняным маслом смазывался клинок и погружался в кучу горячей золы. Так вороненую сталь делали в старые времена, а впоследствии золу заменили специальные печи – муфели, а сам металл покрывался не только маслом, но и кислотой, что позволяло приобрести клинку не только черный, но и темно-синий, фиолетовый или коричневый и даже красный оттенок. Особенно изысканно на вороненых клинках смотрится наводка и золотая насечка.

Гравировка

гравировкаГравировка – наиболее распространенный вид художественной обработки и украшения холодного оружия и металла в целом. На поверхность клинка или на эфес наносится рисунок или надпись, после чего при помощи специальных инструментов выбирается металл. В настоящее время это часто делается механически при помощи станков или граверной машинкой, но штучная ручная гравировка по прежнему является наиболее ценной, тонкой и чистой. Гравировка почти всегда сочетается с другими видами декоративной отделки металла.

Обронная работа

обронная работа и гравировкаПри обронной работе (этот вид художественной отделки также можно назвать подвидом гравировки) мастер специальным инструментом – штихелем – выбирает весь фон рисунка, оставляя выпуклым основной рельеф. Фон очень часто покрывается позолотой или матируется, а рельеф рисунка полируется до блестящего состояния.

Чернение

чернениеЧернение металла – это обработка клинков путем гравировки вместе с воронением. Если при обычной гравировке (обронной работе) рельефным остается рисунок, а штихелем выбирается фон – то при чернении выбирается металл по силуэту рисунка или надписи. После того, как рисунок выбран, все канавки заливаются сургучом или лаками, клинок сильно прогревается несколько раз и в итоге холодное оружие приобретает прочное матово-черное покрытие. Очень распространено чернение металла на Востоке и Кавказе.

Насечка (она же таушировка)

насечкаНасечка – это способ украшения холодного оружия, когда по линиям рисунка выбирается слой металла на глубину порядка 1 мм. Эти линии расширяются чеканом к основанию, после чего по краям возникают заусенцы. После этого по траншейкам вколачивается проволока из драгоценного металла – золотая или серебряная. Металл этот ковкий и надежно закрепляется в расширяющихся книзу вырезах, а заусенцы дополнительно закрепляют рисунок.

Позолота (наводка золотом)

позолотаПозолота металла чаще всего выполнялась путем накладывания специально приготовленной ртутной амальгамы – смеси ртути и золота (иногда вначале наносился рисунок краской). Прогревание клинка в кузнечном горне испаряло ртуть, и золото покрывало клинок тонким, но в то же время тонким слоем. Эта процедура проводилась несколько раз, после чего позолоченный клинок полировался. В настоящее время этот древний и очень вредный для здоровья процесс заменен гальванической обработкой.

Чеканка

чеканкаЧеканка клинков производилась при помощи нескольких инструментов специальной формы – чеканов, когда оружейник формировал рельефный орнамент на металле, ударяя молотком по чеканам. Чеканка русского оружия известная с XV века, и такой способ художественной обработки клинков требовал достаточно большого мастерства. Поскольку подобная обработка металла гораздо проще для пластин, то чеканка была наиболее распространена в отделке металлических накладок ножен, на рукояти, эфесах и других элементах экипировки. Для массового производства часто изготавливалась зеркальная матрица, которая затем вдавливалась в разогретую металлическую пластину.

Филигрань (скань)

филиграньФилигрань изготавливается из скрученной проволоки, когда все подготовленные детали рисунка припаиваются или укладываются в орнамент, представляя собой металлические кружева на оружии. Рядом с филигранью часто размещаются небольшие металлические шарики, называемые «зернь».

Алмазная грань

алмазная граньС 1750-х годов тульскими оружейниками широко используется огранка стальных бусинок на клинках, имитирующих алмазы. Это очень кропотливый способ декоративной обработки металла, поскольку стальные шарики полированной стали имеют многочисленные грани и каждый из них сажается на тонкий стерженёк, что вместе создает картину сверкающих бриллиантов на оружии. Одним из наиболее известных в данной технике алмазной грани оружием является сабля императора Александра I, поднесенная в день его коронации.

Живописная эмаль

живописная эмальПри декоративной отделке холодного оружия техникой живописной эмали на поверхность клинка наносится специальным способом белая эмаль, а затем специально подготовленными для этого красками рисуются цветы или другие рисунки. Обычно подобная техника обработки металлических клинков применялась во второй половине XVIII века для подарочного оружия.