12345 (7 голосов, 4,00 / 5)

Секира и лабрис

Лабрис – один из самых основных религиозных символов крито-минойской цивилизации (2500 лет до н.э.). Такие двусторонние топоры с полукруглыми лезвиями считались принадлежностью к Богине-Матери.

Лабрис часто использовался в викканских церемониях, и отождествлялся преимущественно с женщинами – жрицами, богинями и амазонками. Несмотря на свой устрашающий вид и огромные размеры (на Крите были найдены лабрисы больше человеческого роста), этот топор использовался жрицами в храмах для жертвоприношений быков.


Впервые слово «лабрис» употребил Плутарх, когда описывал убийство Гераклом амазонки Ипполиты, и передачу ее оружия царице Лидии Омфале. Отождествление лабриса с амазонками привело к тому, что лесбийские и феминистические движения приняли это холодное оружие в качестве одного из основных своих символов. Попав к скифам, конструкция лабриса была модернизирована и он превратился в сагарис.

Секира очень похожа на лабрис внешне, но имеет некоторые конструктивные особенности – она меньше, могла быть односторонней (в отличие от лабриса, который всегда был двусторонним топором), и преимущественно применялась для убийства, а не в религиозных целях. Основное же отличие секиры от топора – балансировка. Довольно широкое и в то же время тонкое лезвие в форме полумесяца позволяло вести довольно маневренный бой, нанося рубящие и режущие удары «с оттяжкой», которые не мог выдержать никакой доспех. В зависимости от размеров вес секиры составлял 3-8 кг и даже больше. Управляться с этим оружием мог не каждый воин, приходилось брать оружие так, чтобы между двумя руками было около 1,5 метров – что часто неверно показано в кинофильмах, где секиру держат за кончик древа. Секирой пользовались также рыцари в прочных латах и доспехах, не нуждавшиеся в дополнительной защите щита.